|
Сайт туристического клуба "Романтики"
МБОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа
руководитель Пакульских Оксана Петровна |
Программа
туристического клуба «Романтики»
Пояснительная записка
Социально-педагогические функции дополнительного образования можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции.
Первая функция - профессиональное и гражданское самоопределение детей. Реализация этой функции обеспечивалась многопрофильностью детских объединений, которые не повторяли многопрофильные области, изучаемые
в общеобразовательной школе.
Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, оно восполняло отсутствующие компоненты общего образования, способствуя более гармоничному развитию личности, в том числе и путём коррекции каких-то её недостатков.
Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международных уровнях.
Четвёртая функция - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий (иной подход к выбору телепередач, книг и т.п.).
Оценивая данные функции, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого - то одного вида деятельности (например, учебной), а предполагает сочетание различных её видов, в состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.
Подытоживая, можно отметить, что дополнительное образование становится важным компонентом общего образования.
Миссия дополнительного образования определяется как направленность учебно-воспитательного процесса на формирование определённых качеств личности – человека образованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.
Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.
Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями.
Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.
Система образования всегда нуждается в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих разносторонне развивать коллектив и личность. Эффективной образовательной и оздоровительной технологией является туристско-краеведческая деятельность. Она преследует интегративные цели, когда задачи воспитания, обучения и оздоровления, спортивного роста и совершенствования решаются в комплексе, реализуются потребности детей в общении и развиваются коммуникативные навыки.
Туризм в школьном возрасте – мощный катализатор развития ребенка. Значение туризма трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого ученика.
Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное, общественное развитие. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности как патриотизм, гражданственность и служение Отечеству, лояльность государств, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
Современная педагогика считает, что развитие личности ребенка является основной целью образования в любых его парадигмах. Личностно развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную
образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.
Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:
- - Законом РФ «Об образовании»
- - Межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей;
- - Концепцией духовно – нравственного воспитания школьников разработанной в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 26.04.2007 г. являющейся частью образовательного стандарта общего образования и разработанного в соответствии с законом РФ с целями и задачами целевой программы развития на 2006 и 2010 год.
Каждый учебный раздел имеет определённое количество учебного времени и объём тем с дифференцированным подходом внутри каждого года обучения.
Цель: Создание условий для самовыражения, самоадаптации, реализации
творческого потенциала растущей личности через приобщение к
природе родного края, к истории , к людям живущим рядом, к умению вести себя в природе или оказавшись в Чрезвычайной ситуации.
Задачи:
Обучающие:
- - познакомить детей с историей и современными направлениями развития Приаргунья,
- - сформировать первоначальные навыки культуры труда, быта, бережного отношения к природе,
Развивающие:
- - развивать смекалку, изобретательность, зрительную память, устойчивый
- интерес к поисковой, творческой деятельности;
- - развивать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое до конца устраняя недостатки.
Воспитывающие:
- - воспитывать культуру общения, прививать уважение к людям
- труда. Заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и
- родной природе;
- - воспитать профессионально- ориентированную, коммуникативную личность.
Программа рассчитана на 5 лет. Она имеет несколько разделов: туристское снаряжение, безопасность в походе, организация питания в походе, физическая подготовка, медицинская подготовка, туристический бивак, топография и ориентирование, правила поведения в ЧС, краеведение. Также ребята учатся составлять письменные отчеты о туристических походах, учебно-тренировочных сборах, лагерях, экспедициях, фотолетописях.
Формы работы:
- • Коллективная;
- • Индивидуальная;
- • Дифференцированная.
Формы организации обучения
Приём в объединении ведётся на добровольной основе, учитывается интерес, обучение доступно, расписание занятий составляется с учётом желания родителей и детей.
Принципы
- Принцип деятельностного подхода – только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя, отстаивать своё человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.
- Принцип гуманистической направленности – предполагает отношение педагога и воспитанника как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия в отношениях друг с другом.
- Принцип природосообразности – воспитание и обучение предполагает, что недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Принимать его таким, каков он есть – важнейшее правило. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. Исходная позиция педагога к воспитаннику такова – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирования внутренних духовных сил ребёнка.
- Принцип единства и целостности образования – единство образования и воспитания является составным компонентом принципа целостности. В процессе обучения передаются и присваиваются знания, информация, объективные связи между явлениями и поэтому учение выходит на формирование личности и становится средством воспитания.
- Принцип непрерывного образования – потребность в творческой деятельности возникает на определённом этапе развития человека как социального существа. Эту потребность нужно поддержать у ребёнка, дополнить мотивами, интересом, создать индивидуальный маршрут деятельности, предоставить свободу выбора, соединить потребность с умением способностью закрепить её как цель. Немало важную роль здесь играют создание «ситуации успеха», поощрение творческого роста. Созданный учебно-воспитательный процесс в объединении, непрерывность образования способствует социальному и профессиональному самоопределению ребят.
- Принцип научности и связи теории с практикой – это все знания должны даваться полностью.
- Принцип системности и систематичности –последовательность и преемственность. Каждое последующее знание и умение базируется на предшествующем и продолжает его.
- Принцип наглядности – правила Коменского «всё видимое зрению, слышимое слуху, обоняемое обонянию, осязаемое осязанию».
- Принцип доступности – усвоение знаний предполагает определённый уровень развития школьников.
- Принцип прочности усвоения знаний – «повторение мать ученья», не всё заучивать подряд, ученик должен запоминать исходное положение ведущей идеи.
- Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения – предполагает развитие внутренних мотивов, увлечённости процессом обучения обучающихся.
- Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения – в программе предусмотрены как коллективные, так и индивидуальные формы обучения.
- Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам.
- Принцип научности – взаимосвязь теории с практикой (все знания должны даваться в полном объёме)
- Принцип последовательности – выполнение операций переходящих от простых действий к более сложным (для точного усвоения знаний и умений).
Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.
Педагогические технологии
- - Технология проблемного обучения;
- - Технология развивающего обучения;
- - Технология саморазвития;
- - Технология творческой деятельности;
- - Технология игрового обучения;
- - Технология личностно-ориентированного обучения.
- - Технология здоровья сбережения.
Методы, применяемые в ходе реализации программы
- Объяснительно - иллюстративный (предполагает образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
- Репродуктивный (воспроизводящий).
- Исследовательско-поисковый (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала).
- Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
Формы подведения итогов
- Массовые мероприятия, посвященные туризму и краеведению;
- Мастер – классы;
- Соревнования районного, краевого ранга по туристической технике, ориентированию; юных спасателей
- Конференции, НПК «Шаг в науку», «Музей и дети»
- Соревнования внутри группы;
- Викторины
- Экскурсии, походы.
- Презентация и защита творческого проекта
- Участие в степенных и категорийных походах,
Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.
Прогнозируемые результаты
В ходе решения образовательных задач предполагается, что воспитанник должен:
- - знать теорию и современные направления истории и географии родного края
- - знать технику безопасности, бережно относиться к природе, где бы он с ней не сталкивался
- - знать основные навыки туристической техники.
- - уметь правильно вести себя в ЧС
В ходе решения воспитательных задач предполагается, что воспитанник должен:
- - быть творчески, гармонически развитой личностью, обладать навыками туристической техники, ценить прекрасное, бережное отношение к родной природе и труду людей;
- - быть целеустремлённым, аккуратным, трудолюбивым, устойчивым в поисковой творческой деятельности;
- - быть самостоятельным, инициативным.
В ходе решении развивающих задач предполагается, что воспитанник должен:
- - уметь самостоятельно контролировать свою работу, определять и устранять её недостатки.
Учебный план
тема |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
теория |
практика |
1 Туристическое снаряжение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. Укладка рюкзака |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. Организация питания в туристическом походе |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
- |
1 |
- |
1 |
4. Безопасность в походах |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
5. Физическая и маршевая подготовка |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
4 |
6. Медицинская подготовка |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7. Туристический бивуак |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8. Основы правил поведения в ЧС |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
5 |
9. Основы туристической техники |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
1 |
5 |
10. Краеведение |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Всего |
14 |
20 |
14 |
20 |
12 |
22 |
12 |
22 |
12 |
22 |
Содержание программы
Первый год обучения:
Учащиеся 5-6 классов.
Тема: Туристское снаряжение
Перечень личного снаряжения для похода. Специфика подбора снаряжения для зимнего похода. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобность в переноске. Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные св-ва. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-видео набор. Спорт-культинвентарь. Уход за снаряжением, его ремонт
Учащиеся должны знать: - требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях.
Учащиеся должны уметь: - составление перечни личного снаряжения в различных сезонных условиях и похода ночлегом;
Тема: Укладка рюкзака.
Типы рюкзаков. Преимущество и недостатки. Рюкзаки самоделки. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Учащиеся должны уметь:
Укладывать рюкзак для однодневного похода и поход с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.
Тема: Организация питания в туристском походе
Организация питания в однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых грибов и ягод, растений.
Учащиеся должны знать:
- - принципы отбора продуктов для похода;
- - специфику организации питания.
Тема: Безопасность в походах
Безопасность – основное требование ко всем туристическим путешествиям. Инструктаж по т\б.
Учащиеся должны знать:
- - основные причины возникновения опасных ситуаций в походах.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
Физподготовка к походу. Утренняя зарядка и закаливание. Туристский строй. Обязанности замыкающего в строю.
Учащиеся должны знать:
- - специфику физподготовки к походу.
Тема: Медицинская подготовка туриста
Личная гигиена. Уход за ногами, обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при кровотечении, переохлаждении, обморожении, простудном заболевании, потертости, ушибе, переломе отравлении, тепловом ударе.
Учащиеся должны знать:
- -основные приемы первой доврачебной помощи в условиях похода.
Тема: Туристский бивак.
Требование к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды. Планирование и разведка места бивака. Место для установки палаток, использование полиэтиленовой пленки. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способ заготовки. Укрытие дров от дождя. Т\б при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Ямы для мусора. Уборка мусора.
Учащиеся должны знать:
- правила планирования места бивака,
- последовательность организации бивачных работ.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
Определение понятия карта. Отличие карты от плана. Определение понятия масштаб. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирование. Марки компасов. Пользование компасом в походе. Ориентирование по звездам, солнцу, местным предметам. Определение понятия азимут. Маршрутная и площадная съемка местности. Оборудование и снаряжение.
Учащиеся должны знать:
- - отличие плана и карты,
- - отличие топографических и спортивных карт,
- - определение понятий «масштаб», «азимут»,
- - компас, устройство, правила пользования,
- - перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки,
- - параметры контроля качества топографической съемки.
Учащиеся должны уметь:
- - Определить стороны горизонта по компасу, солнцу, местным предметам,
- - ориентировать карту при помощи компаса,
- - определять азимут и заданные ориентиры,
- - выдерживать заданное направлении при движении,
- - осуществлять простейшую глазомерную съемку местности,
- - измерять расстояние и высоты на местности.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
Основные понятия. Характеристика ЧС.
Тема: Основы туристической техники.
Требования к снаряжению индивидуальному и групповому.
Учащиеся должны знать:
- Правила соревнований.
- Технику безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять основные элементы техники туризма.
Тема: Краеведение.
Изучение истории поселка, района, края.
Учащиеся должны знать:
- Правила работы с книжными источниками.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно оформлять свои работы.
Второй год обучения.
Учащиеся 7 классов.
Тема: Туристское снаряжение
Личное и групповое снаряжение для многодневных походов. Самодельное личное снаряжение (плащ-накидка, накидка для рюкзака, чехол на лыжи, альпеншток).
Учащиеся должны знать: требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях
Учащиеся должны уметь: - составление перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря.
Тема: Укладка рюкзака
Специфика укладки рюкзака для многодневного похода. Способы переноски продуктов питания.
Учащиеся должны знать: Меры безопасности при переноске колющих и режущих предметов.
Тема: Организация питания в туристском походе
Значение правильной организации питания, его режим. Простейшие способы очистки воды.
Учащиеся должны знать: Нормы продуктов питания. Меню список продуктов. Работа завхоза по питанию
Тема: Безопасность в походах
Обеспечение безопасности похода:
-комплектование группы, медицинский осмотр, тренировочный процесс, смотр готовности, инструктаж по т\б.
Учащиеся должны знать:
Соблюдения правил при передвижении железнодорожным и автомобильным транспортом.
Учащиеся должны уметь:
выбрать места купания.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
Общая и специальная подготовка туриста. Туристский строй (темп, шаг, интервал, порядок движения). Пешие сверхмарафоны.(50 км. За день)
Тема: Медицинская подготовка туриста
Личная и групповая походная аптечка. Обязанности походного медика.
Учащиеся должны знать:
Правила транспортировки пострадавшего при различных травмах.
Ядовитые растения и насекомые в районе похода.
Учащиеся должны уметь:
Распределять силы на трассе.
Тема: Туристский бивак.
Порядок организации бивачных работ при различных метеоусловиях.
Учащиеся должны знать:
Специфику установки палаток на снегу, на каменистых склонах.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
Магнитные свойства Земли Истинные и магнитные полюса Земли. Карты для походов. Изучение местности по карте.
Учащиеся должны знать:
Способы определения пройденного расстояния.
Учащиеся должны уметь:
Определять точки стояния «Временная лента» маршрута.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
Характеристика ЧС. Экстренные действия.
Тема: Основы туристической техники.
Требования к снаряжению индивидуальному и групповому.
Учащиеся должны знать:
Технику безопасности при работе с веревками на высоте.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять основные виды веревочного курса.
Тема: Краеведение.
Изучение истории поселка, района, края.
Учащиеся должны знать:
Правила работы с архивными материалами.
Учащиеся должны уметь:
Оформлять работы с сопровождением презентаций, читать доклады.
Третий год обучения.
Учащиеся 8 классов.
Тема: Туристское снаряжение
Самодельное групповое снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и вспомогательная веревка, репшнур). Защитные очки. Примусное хозяйство, газовые горелки.
Учащиеся должны знать требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях
Учащиеся должны уметь: - составление перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря.
Тема: Укладка рюкзака
Правила безопасности при переноске в рюкзаке примусного оборудования.
Тема: Организация питания в туристском походе
Учет возможности пополнения продуктами питания в пути. Рыбалка.
Учащиеся должны уметь:
Собирать грибы, ягоды, орехи.
Тема: Безопасность в походах
Сигналы бедствия. Контрольные сроки и пункты. Работа с примусами.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
Развитие физических качеств: Выносливость, сила, быстрота и др. Формирование специальных двигательных навыков. Маршевая подготовка с грузом и без него.
Учащиеся должны уметь:
преодолевать естественные препятствия.
Тема: Медицинская подготовка туриста
Профилактика клещевого энцефалита. Профилактика и лечение солнечных ожогов.
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правильный режим работы и отдыха в походе
Тема: Туристский бивак.
Оборудование места для приготовления пищи на примусах, газовых горелках.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
Выбор и описание по карте оптимального пути. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять определение параметров рек.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
Спасательные работы при ЧС техногенного характера. Пожаротушение.
Тема: Основы туристической техники.
Правильное преодоление препятствий на веревочном курсе
Учащиеся должны знать:
Технику безопасности при работе с веревками на высоте.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять основные виды веревочного курса с учетом времени и нарушений (штрафов)
Тема: Краеведение.
Изучение истории поселка, района, края. Участие в краеведческих конференциях
Учащиеся должны знать:
Правила работы с архивными материалами.
Учащиеся должны уметь:
По всем требованиям оформлять исследовательские работы.
Четвертый год обучения.
Учащиеся 9 классов.
Все виды программы учащиеся совершенствуют.
Тема: Туристское снаряжение
Страховочное снаряжение (грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка»)
Тема: Организация питания в туристском походе
Составление списка продуктов с учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения.
Тема: Безопасность в походах
Техника безопасности при переправе через реку, при камнепадах.
Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
Краткие сведения о строении человеческого организма и функций его основных органов. Систематичность тренировок. Марш-бросок с грузом.
Тема: Медицинская подготовка туриста
Специфика акклиматизации. Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние
Тема: Туристский бивуак.
Установка палаток на осыпях. Постройка защитных стенок.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
Использование фотоматериалов для определения перевалов. Особенности ориентирования тумане и темноте, движение по азимуты ночью и в условиях ограниченной видимости. Роль разведки.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде.
Тема: Основы туристической техники.
Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению.
Тема: Краеведение.
Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.
Пятый год обучения.
Учащиеся 10-11 классов
Тема: Туристское снаряжение
Страховочное снаряжение (страховочная система, кошки, жумары, ледоруб.)
Тема: Организация питания в туристском походе
Использование сушенных продуктов, питательных смесей. Варианты походного меню в зависимости от возможностей и потребностей группы.
Тема: Безопасность в походах
Преодоление препятствий в сложном турпоходе.
Действия группы в селеопасном и лавиноопасном районах.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
Тесты турподготовленности к походам различной степени сложности.
Тема: Медицинская подготовка туриста
Приемы самоконтроля на маршруте. Психотерапия. Витаминизация. Проведение искусственного дыхания. Наружный массаж сердца.
Тема: Туристский бивак.
Учет возможных сходов снега, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых склонах.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
Составление высотного графика маршрута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы. Действия группы при потери ориентировки. Особенности ориентирования в горах, сложных метеоусловиях.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
Спасательные работы при ЧС природного характера. Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде.
Тема: Основы туристической техники.
Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению. Оказывать посильную помощь в судействе.
Тема: Краеведение.
Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями, происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.
Список используемой литературы:
- Самохин Ю.С., Самохина Т.А. «Туризм в детском оздоровительном лагере». Москва 2003.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Туристический клуб школьников». Москва 2004.
- СD «Методический материал по школе «Юный Спасатель».
- Куликов В.М., «Школа туристических вожаков». Москва 1999г.
- Бардин К.Б. «Азбука туризма». 1991 г.
- Гуревич Л.М., «Следопыт». Москва 1986.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений/под ред. Лебедева О.Е.-м.:Гуманит.изд.центр Владос, 2000г.
- Основы безопасности жизнидеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Астрель + АСТ.2001.
- Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивно¬му ориентированию. М., Физкультура и спорт, 2004.
- Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 2003.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М., Мысль, 1972.
- Берман А. Е. Юный турист. М, Физкультура и спорт, 1997.
- Иванов Е. И. С компасом и картой. М., 2001.
- МеньчуковА. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 2003..
- Обручев С. В. В неизведанные края. М., Мысль, 1975.
- Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 2008.
- Паустовский К. Г. Мещорская сторона. М., Детская ли¬тература, 1974.