Сайт туристического клуба "Романтики"
МБОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа
руководитель Пакульских Оксана Петровна

Главная Наши достижения Фотоальбом Гостевая

Программа


туристического клуба «Романтики»

Пояснительная записка

Социально-педагогические функции дополнительного образования можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей и педагогическим возможностям самого учреждения. С этой точки зрения можно выделить четыре основные педагогические функции.

Первая функция - профессиональное и гражданское самоопределение детей. Реализация этой функции обеспечивалась многопрофильностью детских объединений, которые не повторяли многопрофильные области, изучаемые в общеобразовательной школе.

Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, оно восполняло отсутствующие компоненты общего образования, способствуя более гармоничному развитию личности, в том числе и путём коррекции каких-то её недостатков.

Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международных уровнях.

Четвёртая функция - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий (иной подход к выбору телепередач, книг и т.п.).

Оценивая данные функции, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого - то одного вида деятельности (например, учебной), а предполагает сочетание различных её видов, в состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.

Подытоживая, можно отметить, что дополнительное образование становится важным компонентом общего образования.

Миссия дополнительного образования определяется как направленность учебно-воспитательного процесса на формирование определённых качеств личности – человека образованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.

Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными этическими понятиями.

Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.

Система образования всегда нуждается в поиске технологий обучения и воспитания, позволяющих разносторонне развивать коллектив и личность. Эффективной образовательной и оздоровительной технологией является туристско-краеведческая деятельность. Она преследует интегративные цели, когда задачи воспитания, обучения и оздоровления, спортивного роста и совершенствования решаются в комплексе, реализуются потребности детей в общении и развиваются коммуникативные навыки.

Туризм в школьном возрасте – мощный катализатор развития ребенка. Значение туризма трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого ученика.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное, общественное развитие. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности как патриотизм, гражданственность и служение Отечеству, лояльность государств, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Современная педагогика считает, что развитие личности ребенка является основной целью образования в любых его парадигмах. Личностно развивающее обучение представляет собой наиболее распространенную образовательную стратегию на современном этапе развития отечественного образования.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:

Каждый учебный раздел имеет определённое количество учебного времени и объём тем с дифференцированным подходом внутри каждого года обучения.

Цель: Создание условий для самовыражения, самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности через приобщение к природе родного края, к истории , к людям живущим рядом, к умению вести себя в природе или оказавшись в Чрезвычайной ситуации.

Задачи: Обучающие: Развивающие: Воспитывающие:

Программа рассчитана на 5 лет. Она имеет несколько разделов: туристское снаряжение, безопасность в походе, организация питания в походе, физическая подготовка, медицинская подготовка, туристический бивак, топография и ориентирование, правила поведения в ЧС, краеведение. Также ребята учатся составлять письменные отчеты о туристических походах, учебно-тренировочных сборах, лагерях, экспедициях, фотолетописях.

Формы работы: Формы организации обучения

Приём в объединении ведётся на добровольной основе, учитывается интерес, обучение доступно, расписание занятий составляется с учётом желания родителей и детей.

Принципы
  1. Принцип деятельностного подхода – только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищать себя, отстаивать своё человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.
  2. Принцип гуманистической направленности – предполагает отношение педагога и воспитанника как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия в отношениях друг с другом.
  3. Принцип природосообразности – воспитание и обучение предполагает, что недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Принимать его таким, каков он есть – важнейшее правило. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. Исходная позиция педагога к воспитаннику такова – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирования внутренних духовных сил ребёнка.
  4. Принцип единства и целостности образования – единство образования и воспитания является составным компонентом принципа целостности. В процессе обучения передаются и присваиваются знания, информация, объективные связи между явлениями и поэтому учение выходит на формирование личности и становится средством воспитания.
  5. Принцип непрерывного образования – потребность в творческой деятельности возникает на определённом этапе развития человека как социального существа. Эту потребность нужно поддержать у ребёнка, дополнить мотивами, интересом, создать индивидуальный маршрут деятельности, предоставить свободу выбора, соединить потребность с умением способностью закрепить её как цель. Немало важную роль здесь играют создание «ситуации успеха», поощрение творческого роста. Созданный учебно-воспитательный процесс в объединении, непрерывность образования способствует социальному и профессиональному самоопределению ребят.
  6. Принцип научности и связи теории с практикой – это все знания должны даваться полностью.
  7. Принцип системности и систематичности –последовательность и преемственность. Каждое последующее знание и умение базируется на предшествующем и продолжает его.
  8. Принцип наглядности – правила Коменского «всё видимое зрению, слышимое слуху, обоняемое обонянию, осязаемое осязанию».
  9. Принцип доступности – усвоение знаний предполагает определённый уровень развития школьников.
  10. Принцип прочности усвоения знаний – «повторение мать ученья», не всё заучивать подряд, ученик должен запоминать исходное положение ведущей идеи.
  11. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения – предполагает развитие внутренних мотивов, увлечённости процессом обучения обучающихся.
  12. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения – в программе предусмотрены как коллективные, так и индивидуальные формы обучения.
  13. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам.
  14. Принцип научности – взаимосвязь теории с практикой (все знания должны даваться в полном объёме)
  15. Принцип последовательности – выполнение операций переходящих от простых действий к более сложным (для точного усвоения знаний и умений).

Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Педагогические технологии Методы, применяемые в ходе реализации программы Формы подведения итогов

Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов.

Прогнозируемые результаты

В ходе решения образовательных задач предполагается, что воспитанник должен:

В ходе решения воспитательных задач предполагается, что воспитанник должен:

В ходе решении развивающих задач предполагается, что воспитанник должен:

Учебный план

тема 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
теория практика теория практика теория практика теория практика теория практика
1 Туристическое снаряжение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
2. Укладка рюкзака 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
3. Организация питания в туристическом походе 1 3 1 3 1 3 - 1 - 1
4. Безопасность в походах 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
5. Физическая и маршевая подготовка 1 2 1 2 1 2 1 4 1 4
6. Медицинская подготовка 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
7. Туристический бивуак 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
8. Основы правил поведения в ЧС 1 4 1 4 1 4 2 5 2 5
9. Основы туристической техники 1 3 1 3 1 4 2 5 1 5
10. Краеведение 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2
Всего 14 20 14 20 12 22 12 22 12 22

Содержание программы

Первый год обучения:

Учащиеся 5-6 классов.
Тема: Туристское снаряжение
   Перечень личного снаряжения для похода. Специфика подбора снаряжения для зимнего похода. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобность в переноске. Ветрозащитные, гигроскопические и теплоизоляционные св-ва. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение. Медицинская аптечка. Ремонтный набор. Топографический набор. Фото-видео набор. Спорт-культинвентарь. Уход за снаряжением, его ремонт
Учащиеся должны знать: - требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях.
Учащиеся должны уметь: - составление перечни личного снаряжения в различных сезонных условиях и похода ночлегом;
Тема: Укладка рюкзака.
     Типы рюкзаков. Преимущество и недостатки. Рюкзаки самоделки. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Учащиеся должны уметь: Укладывать рюкзак для однодневного похода и поход с ночлегом в различных сезонных и метеорологических условиях.
Тема: Организация питания в туристском походе
   Организация питания в однодневном походе и походе с ночлегом. Подготовка продуктов к походу. Упаковка продуктов. Распределение продуктов между участниками. Знание ядовитых грибов и ягод, растений.
Учащиеся должны знать:
Тема: Безопасность в походах
   Безопасность – основное требование ко всем туристическим путешествиям. Инструктаж по т\б.
Учащиеся должны знать:
Тема: Физическая и маршевая подготовка
   Физподготовка к походу. Утренняя зарядка и закаливание. Туристский строй. Обязанности замыкающего в строю.
Учащиеся должны знать:
Тема: Медицинская подготовка туриста
    Личная гигиена. Уход за ногами, обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при кровотечении, переохлаждении, обморожении, простудном заболевании, потертости, ушибе, переломе отравлении, тепловом ударе.
Учащиеся должны знать:
Тема: Туристский бивак.
   Требование к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погоды. Планирование и разведка места бивака. Место для установки палаток, использование полиэтиленовой пленки. Место для вещей в палатке. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Топливо: способ заготовки. Укрытие дров от дождя. Т\б при работе пилой и топором. Поведение туристов у костра. Раздача пищи. Соблюдение правил противопожарной безопасности. Свертывание бивака. Ямы для мусора. Уборка мусора.
Учащиеся должны знать: - правила планирования места бивака, - последовательность организации бивачных работ.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
   Определение понятия карта. Отличие карты от плана. Определение понятия масштаб. Условные топографические обозначения. Условные знаки карт для спортивного ориентирование. Марки компасов. Пользование компасом в походе. Ориентирование по звездам, солнцу, местным предметам. Определение понятия азимут. Маршрутная и площадная съемка местности. Оборудование и снаряжение.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
    Основные понятия. Характеристика ЧС.
Тема: Основы туристической техники.
   Требования к снаряжению индивидуальному и групповому.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема: Краеведение.
   Изучение истории поселка, района, края.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:

Второй год обучения.

Учащиеся 7 классов.
Тема: Туристское снаряжение
   Личное и групповое снаряжение для многодневных походов. Самодельное личное снаряжение (плащ-накидка, накидка для рюкзака, чехол на лыжи, альпеншток).
Учащиеся должны знать: требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях
Учащиеся должны уметь: - составление перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря.
Тема: Укладка рюкзака
   Специфика укладки рюкзака для многодневного похода. Способы переноски продуктов питания.
Учащиеся должны знать: Меры безопасности при переноске колющих и режущих предметов.
Тема: Организация питания в туристском походе
   Значение правильной организации питания, его режим. Простейшие способы очистки воды.
Учащиеся должны знать: Нормы продуктов питания. Меню список продуктов. Работа завхоза по питанию
Тема: Безопасность в походах
   Обеспечение безопасности похода: -комплектование группы, медицинский осмотр, тренировочный процесс, смотр готовности, инструктаж по т\б.
Учащиеся должны знать: Соблюдения правил при передвижении железнодорожным и автомобильным транспортом.
Учащиеся должны уметь: выбрать места купания.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
   Общая и специальная подготовка туриста. Туристский строй (темп, шаг, интервал, порядок движения). Пешие сверхмарафоны.(50 км. За день)
Тема: Медицинская подготовка туриста
   Личная и групповая походная аптечка. Обязанности походного медика.
Учащиеся должны знать: Правила транспортировки пострадавшего при различных травмах. Ядовитые растения и насекомые в районе похода.
Учащиеся должны уметь: Распределять силы на трассе.
Тема: Туристский бивак.
   Порядок организации бивачных работ при различных метеоусловиях.
Учащиеся должны знать: Специфику установки палаток на снегу, на каменистых склонах.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
   Магнитные свойства Земли Истинные и магнитные полюса Земли. Карты для походов. Изучение местности по карте.
Учащиеся должны знать: Способы определения пройденного расстояния.
Учащиеся должны уметь: Определять точки стояния «Временная лента» маршрута.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
   Характеристика ЧС. Экстренные действия.
Тема: Основы туристической техники.
   Требования к снаряжению индивидуальному и групповому.
Учащиеся должны знать: Технику безопасности при работе с веревками на высоте.
Учащиеся должны уметь: Выполнять основные виды веревочного курса.
Тема: Краеведение.
   Изучение истории поселка, района, края.
Учащиеся должны знать: Правила работы с архивными материалами.
Учащиеся должны уметь: Оформлять работы с сопровождением презентаций, читать доклады.

Третий год обучения.

Учащиеся 8 классов.
Тема: Туристское снаряжение
   Самодельное групповое снаряжение для многодневного похода. Страховочное снаряжение (основная и вспомогательная веревка, репшнур). Защитные очки. Примусное хозяйство, газовые горелки.
Учащиеся должны знать требования, предъявляемые к туристическому снаряжению, специфику подбора личного снаряжения для похода в зимних условиях
Учащиеся должны уметь: - составление перечни группового снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях и многодневного стационарного лагеря.
Тема: Укладка рюкзака
   Правила безопасности при переноске в рюкзаке примусного оборудования.
Тема: Организация питания в туристском походе
   Учет возможности пополнения продуктами питания в пути. Рыбалка.
Учащиеся должны уметь: Собирать грибы, ягоды, орехи.
Тема: Безопасность в походах
   Сигналы бедствия. Контрольные сроки и пункты. Работа с примусами.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
   Развитие физических качеств: Выносливость, сила, быстрота и др. Формирование специальных двигательных навыков. Маршевая подготовка с грузом и без него.
Учащиеся должны уметь: преодолевать естественные препятствия.
Тема: Медицинская подготовка туриста
   Профилактика клещевого энцефалита. Профилактика и лечение солнечных ожогов.
Учащиеся должны уметь: Соблюдать правильный режим работы и отдыха в походе
Тема: Туристский бивак.
   Оборудование места для приготовления пищи на примусах, газовых горелках.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
   Выбор и описание по карте оптимального пути. Особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам.
Учащиеся должны уметь: Выполнять определение параметров рек.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
   Спасательные работы при ЧС техногенного характера. Пожаротушение.
Тема: Основы туристической техники.
   Правильное преодоление препятствий на веревочном курсе
Учащиеся должны знать: Технику безопасности при работе с веревками на высоте.
Учащиеся должны уметь: Выполнять основные виды веревочного курса с учетом времени и нарушений (штрафов)
Тема: Краеведение.
   Изучение истории поселка, района, края. Участие в краеведческих конференциях
Учащиеся должны знать: Правила работы с архивными материалами.
Учащиеся должны уметь: По всем требованиям оформлять исследовательские работы.

Четвертый год обучения.

Учащиеся 9 классов.
Все виды программы учащиеся совершенствуют.
Тема: Туристское снаряжение
   Страховочное снаряжение (грудная обвязка, каска, спусковое устройство «лепесток», «восьмерка»)
Тема: Организация питания в туристском походе
   Составление списка продуктов с учетом их калорийности. Съедобные дикорастущие растения.
Тема: Безопасность в походах
   Техника безопасности при переправе через реку, при камнепадах. Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
   Краткие сведения о строении человеческого организма и функций его основных органов. Систематичность тренировок. Марш-бросок с грузом.
Тема: Медицинская подготовка туриста
   Специфика акклиматизации. Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние
Тема: Туристский бивуак.
   Установка палаток на осыпях. Постройка защитных стенок.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
   Использование фотоматериалов для определения перевалов. Особенности ориентирования тумане и темноте, движение по азимуты ночью и в условиях ограниченной видимости. Роль разведки.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
   Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде.
Тема: Основы туристической техники.
   Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению.
Тема: Краеведение.
Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.

Пятый год обучения.

Учащиеся 10-11 классов
Тема: Туристское снаряжение
   Страховочное снаряжение (страховочная система, кошки, жумары, ледоруб.)
Тема: Организация питания в туристском походе
   Использование сушенных продуктов, питательных смесей. Варианты походного меню в зависимости от возможностей и потребностей группы.
Тема: Безопасность в походах
   Преодоление препятствий в сложном турпоходе.
Действия группы в селеопасном и лавиноопасном районах.
Тема: Физическая и маршевая подготовка
   Тесты турподготовленности к походам различной степени сложности.
Тема: Медицинская подготовка туриста
   Приемы самоконтроля на маршруте. Психотерапия. Витаминизация. Проведение искусственного дыхания. Наружный массаж сердца.
Тема: Туристский бивак.
   Учет возможных сходов снега, камнепада при выборе бивака. Установка палаток на снежных и ледовых склонах.
Тема: Топография и ориентирование на местности.
   Составление высотного графика маршрута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы. Действия группы при потери ориентировки. Особенности ориентирования в горах, сложных метеоусловиях.
Тема: Основные правила поведения в ЧС.
   Спасательные работы при ЧС природного характера. Проведение эвакуационных работ. Спасательные работы на воде.
Тема: Основы туристической техники.
   Выполнять основные виды веревочного курса, всех этапов этого вида соревнований согласно положению. Оказывать посильную помощь в судействе.
Тема: Краеведение.
   Изучать историю поселка, района, края. Следить за событиями, происходящими в стране и крае. Уметь работать с архивными материалами, печатными изданиями, библиотечным материалом. Правильно собирать и оформлять материал об исторических событиях, настоящей жизни, об интересных людях. Участвовать в краеведческих мероприятиях.

Список используемой литературы:

  1. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. «Туризм в детском оздоровительном лагере». Москва 2003.
  2. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. «Туристический клуб школьников». Москва 2004.
  3. СD «Методический материал по школе «Юный Спасатель».
  4. Куликов В.М., «Школа туристических вожаков». Москва 1999г.
  5. Бардин К.Б. «Азбука туризма». 1991 г.
  6. Гуревич Л.М., «Следопыт». Москва 1986.
  7. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений/под ред. Лебедева О.Е.-м.:Гуманит.изд.центр Владос, 2000г.
  8. Основы безопасности жизнидеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений. М: Астрель + АСТ.2001.
  9. Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивно¬му ориентированию. М., Физкультура и спорт, 2004.
  10. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 2003.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М., Мысль, 1972.
  2. Берман А. Е. Юный турист. М, Физкультура и спорт, 1997.
  3. Иванов Е. И. С компасом и картой. М., 2001.
  4. МеньчуковА. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 2003..
  5. Обручев С. В. В неизведанные края. М., Мысль, 1975.
  6. Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 2008.
  7. Паустовский К. Г. Мещорская сторона. М., Детская ли¬тература, 1974.